24 июн / 2017
24 июн / 2017
БРЕСТ
17°
19°
БРЕСТ
17°
19°
БРЕСТ
17°
19°
Мнение. Застрявшие во времени

Проект "Колонка Б. Павловского"

07 января 2017

Странные мы люди. При том, что абсолютное большинство любит Новый год, оно же крайне настороженно относится ко всему новому и с трудом приспосабливается к новым реалиям. Да и новые идеи зачастую проигрывают вездесущей ностальгии и стереотипам. Порой кажется, что если бы «машину времени» изобрели в Беларуси, с ее помощью мы могли бы путешествовать только в прошлое. 

Но особенно обидно, когда новации со знаком «плюс» торжественно вторгаются в нашу серую действительность, а потом постепенно, тихой сапой сходят на нет. Пионер в этом деле, пожалуй, железная дорога. Все помнят, как лет 10-12 назад на стальные рельсы поставили новый фирменный состав из вагонов с мягкими сиденьями, который курсировал каждый день из Бреста в Минск и обратно. Пользовался повышенным спросом. Как принято говорить, соотношение цены и качества было вполне приемлемым. Потом фирменный поезд куда-то растворился, будто и не было его вовсе, а на смену полюбившимся многим «самолетным» креслам снова пришли старые советские полки, годящиеся разве что для сна, но абсолютно неудобные для сидения.

Еще одним преходящим новшеством стали пресловутые электрички «Штадлер». Напомню, пару лет назад они ходили до Барановичей и Минска трижды в день. Современный европейский дизайн, плавность хода вызвали у многих пассажиров восхищение, хотя, по большому счету, рассчитаны эти милые вагончики на пригородные перевозки. Но увы. И тут радость пассажиров белорусского монополиста оказалась недолгой. Из народного средства передвижения современные экспресс-электрички превратились в «поезд межрегиональных линий бизнес-класса» (хотя в них не подают даже чай!), а стоимость билетов выросла и теперь дороже обычного плацкарта. О наших дизель-поездах семидесятых годов выпуска лучше помолчим, дабы не распугать потенциальных туристов. 

Нет, я отнюдь не сторонник того, чтобы сделать руководством к действию слова одного известного гимна и сперва все старое пустить под откос, а потом на его обломках строить некую новую реальность. Это мы тоже пытались делать — чем закончилось, известно. Но там, где нечто новое прорастает, просится наружу и явно востребовано, зачем искусственно загонять его обратно в землю одним ударом обуха. Никто же не пытается, к примеру, возродить старые дисковые телефоны или печатные машинки, отчетливо понимая, что их место теперь в музеях. Кстати, нельзя исключать, что лет через десять там же окажутся популярные нынче смартфоны или ноутбуки. 

Ностальгия — конечно, вещь во многом приятная. Можно с гордостью вспоминать о том, что когда-то мы были лучшими в мире в науке и образовании. На днях были опубликованы долгожданные результаты исследования Международной программы по оценке образовательных достижений учеников (PISA) за 2015 год. Тестирование школьных систем разных стран показывает, насколько ученики старших классов могут применить полученные за партой знания в реальной жизни. Мониторинг проходит каждые три года, и с каждым разом к нему подключается все больше участников — на сей раз их было 72. В 2018 году свой уровень планирует проверить и Беларусь. Результаты сего исследования принято считать неформальным мировым рейтингом эффективности национальных систем образования.

Так вот, все первые места у Сингапура, система образования которого считается одной из самых гибких. Программу большинства школ там урезали, оставив при этом больше времени для учительских маневров и творческих экспериментов. Традиционно среди лучших и другие азиатские страны. В лидерах также Канада, система образования которой уже давно доказала свою эффективность и способность обучать не только практическим навыкам, но и качественному логическому мышлению. А вот среди европейцев в топе Эстония и Финляндия, где давно отказались от привычного нам школярства, учат не всему по чуть-чуть и как-нибудь, а прежде всего стараются развивать творческое мышление ребят.

Для нас все эти постулаты — не новость. Потому с особым нетерпением ждем тестирования 2018 года. Интересно ведь, на какую ступеньку поднимется в мировом образовательном рейтинге наша школьная система. Наверняка нам будет полезно выйти из зоны комфорта и наконец сравнить себя с другими не в теории, гордясь наработками еще советских времен, а на практике.

Почему я вспомнил в этой заметке образование и БЖД – спросите вы. Да всего лишь потому, что столкнулся с этими структурами в повседневной жизни. Возможно, у вас есть и свои версии в этом топ-листе. Поделитесь ими на нашем сайте. Тем более что Новый год — хороший повод не только поднять бокалы, но и задуматься о переменах.

Борис Павловский

989
7

Андрей
11.01.2017 18:28
ответить
Можно сказать, что обслуживание внешнего долга и уплата процентов по нему «съедает» большинство ресурсов государства, не дает возможности выделять средства на развитие и решение социальных проблем, закрепляет бедность населения, увеличивает налоговое бремя предприятий, потому что финансовые средства надо откуда-то брать, поэтому приходится чем-то жертвовать.
Андрей
10.01.2017 12:57
ответить
Внешний государственный долг Белоруси~6000$ на каждого белоруса(это включая бабушку 90 лет и ребенка), долг Беларуси вырос до 34 000 000 000 $ США.Делайте вывод
андрею
10.01.2017 21:59
ответить
"андрей"...Внешний долг на душу населения: укроины---9500 долл. польши---12500 долл. литвы---12000 долл. Продолжать? Не надо наговаривать на нашу страну и пугать нас долгами. "Делай выводы. P.S Делаю вывод что если бы у нас у власти были горлопаны сбежавшие в польшу и ведущие оттуда антибелорусскую пропаганду то мы были бы должны тыщ по 15 долл. на лицо.
тарас
10.01.2017 21:44
ответить
А какой "делать вывод"? Почти у всех стран есть внешний долг. И часто побольше на душу населения.
Олег
07.01.2017 16:27
ответить
Надо посадить чиновников, заказавших в Швейцарии эти поезда Stadler, и покатать из Бреста до Минска и обратно. Посмотрим, как они будут выходить из вагонов на негнущихся от неудобного сидения колени в колени. Это же надо такое уродство придумать. В Польше тоже ездят поезда этой фирмы, но нигде такой посадки в вагонах нет, как у нас. Лень было платформы поднимать, так заказали вагоны с низким полом под наши платформы, отсюда и все беды. А что люди? Куда они денуться - будут ездить, когда отменят другие поезда. Чиновники же на этих поездах не ездят.
Станислав
08.01.2017 13:05
ответить
Радоваться надо тому, что хоть что-то еще не гнется. Вот если все гнется, то это уже беда.
Константиныч
07.01.2017 21:18
ответить
Да там вообще сидения не для гуманоидных существ! Какая ....... криворукая могла такое спроектировать - прямая спинка! под прямым углом к прямой сидушке! БЕЗ РУК ВООБЩЕ!!! Я понимаю, что у ......, которые это создавали сто процентов нет рук и они ориентировались на себя, но теперь в этом должны ездить мы!!! По трое в ряд лицом к лицу со сложенными на груди руками, упираясь ногами, чтобы не выпасть из сидений, поскольку у человека вообще-то S-образный позвоночник!
Все познается в сравнении, утверждали философы эпохи Просвещения. Когда в 2014-м Беларусь...
479
0
Ежедневно открываю электронный ящик, а там десятки новых сообщений. Среди них и весьма, на...
854
1
Одним из центральных событий последних дней стала встреча глав государств и...
774
3
Мир гаджетов все больше подменяет мир реальный. Это тренд, который способен перевернуть...
797
1
За год после деноминации вы стали жить:






Ответить
usd 1.92 1.94
eur 2.15 2.17
rur 3.19 3.26
+выбрать лучший курс
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Заказать звонок
Ваше имя:
Телефон:
Удобное время для звонка:
Отправить
Вы используете устаревший браузер.
Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:
mozilla chrome opera safari