Как менялась мода в Бресте за последние 100 лет, рассказывает дизайнер, специалист по истории костюма, учредитель местного благотворительного Фонда «Фортификация Бреста» Елена Воробей:
Историк костюма Елена Воробей в образе модницы 60-х годов.
Решительный отказ от корсета
После тяжелых событий Первой мировой войны Брест значительно опустел. Но люди возвращались в город, восстанавливали уклад мирной жизни. Слишком много мужчин не вернулись, и женщины, оказавшись в большинстве, вынужденно вступили в конкурентную борьбу. Ведь шанс обратить на себя внимание может возникнуть, когда барышня нетривиально одета. Каждый раз после масштабных войн мода резко изменяет свое направление, происходит всплеск творческой мысли – женщинам нужно иначе себя ощущать, иначе подавать.
После революции в России женщины сбрасывали «иго царизма», повязывая красные косынки и наряжаясь в кожанки. Эти тенденции никак не коснулись Бреста и окрестных территорий – наша земля формально отошла к Европе. Брестчанки одевались в полном смысле слова по-европейски. Если вы посмотрите английский фильм «Аббатство Даунтон», вы целиком представите, как менялась мода начала XX века и что носили дамы нашего города.
Примерно так одевались брестчанки в 40-е.
Партнер страницы — сервисный центр Apple. Профессионалы с большим стажем и золотыми руками восстановят любую продукцию главного мирового производителя умных девайсов — от Macbook до iPod. Словом, если нужно отремонтировать популярный смартфон iPhone 6S, вам помогут тут! Отдельно следует отметить, что в сервисном центре используют только оригинальные комплектующие, а гарантия на все оказанные услуги составляет 12 месяцев.
Главное: произошел полный отказ от формообразующего силуэта — ушли корсеты, и такой подход к нижнему белью стал формировать новый женский образ. Платье-чехол длиной до середины голени или чуть-чуть ниже, очень заниженная линия талии. В моду вошла легкая сутулость – голову держали немножко вперед. В гардеробе каждой уважающей себя модницы была знаменитая шляпка-колокольчик, когда из-под полей выглядывало женское личико непременно в обрамлении локонов. В макияже – акцентированные глаза, четкая линия губ и матовая поверхность кожи. Женщина-вамп, в определенном смысле декаданс – культура увядания. Томные, загадочные леди – почти как в кинематографе — могли продефилировать по улицам Бреста.
Техническая революция достигла таких высот, что эксклюзивная вещь – чулки – стала доступна каждой женщине. Акцент в моде сразу перешел на ножки. Платья стали короче. Во все времена женщина стремилась подчеркнуть, что она богата, обеспечена и может позволить себе не работать. Как важное доказательство этого статуса в гардеробе сохранились перчатки – наши прабабушки активно вязали их из катушечных ниток, если не могли приобрести готовые. Перчатки были важным аксессуаром к парадному наряду. В конце концов, в послевоенный период они ловко скрывали мозоли от непривычной работы.
Брестчанки ездили одеваться в Варшаву
Перед Второй мировой войной в Бресте одевались хорошо. Средний класс от общего числа населения Бреста составлял значительный процент: семьи имели стабильный доход. Среди представителей этого класса было принято ездить за модной одеждой в Варшаву и потом демонстрировать свежие тенденции на городском променаде. Те, кто имел доход «выше среднего», обычно одевались в дальних европейских столицах. Брестчанки могли себе это позволить и в связи с легкостью передвижения по Европе, и в связи с реальными доходами. Есть свидетельства немецких солдат, вошедших в город в июне 41-го… Они порой находили в покинутых домах набитые одеждой шкафы и сундуки с бесчисленными отрезами тканей, приобретёнными про запас.
Перед самой войной спонтанно возникла мода на загар. До этого загар ассоциировался с тяжелыми полевыми работами, а в конце 30-х годов это уже был признак достатка. Загорелое подтянутое тело вызывало ассоциации со свободной жизнью, когда человек мог позволить себе многое – например, заниматься спортивными играми под открытым небом, наслаждаться жизнью.
Когда Брест вошел в состав Советского Союза, на его улицах появились жены военного комсостава. История рассказывает, что дамы из восточных областей были крайне удивлены, глядя на местных модниц. Встретились женщины двух «полюсов», совершенно не походившие друг на друга. Произошла полная победа брестской моды – приезжие красавицы принялись срочно покупать новые для себя ткани и огромное внимание уделять аксессуарам – как деталям, подчеркивающим индивидуальность женщины.
Платья из парашютного шелка и кители, крашенные луковой шелухой
Брест оказался на территории, по которой фронт Второй мировой войны прошел дважды, и дважды пострадало население. Обнищавшие люди одевались в одежки военного наследия. Нередко можно было встретить, особенно в пригороде, мужчину в немецком кителе со споротыми эмблемами, перекрашенном ольхой или луковой шелухой. Так наивно люди избавляли форму врага от характерных признаков. В женской среде получили распространение платья из парашютного шелка. Особенно ценился немецкий, как более качественный.
Елена Воробей с мужем Андреем в образе семейной пары 1945 года.
И вновь в острую фазу вступила конкуренция на создание семьи. Женщин намного больше, чем мужчин. Надо было выделяться. Из сундуков достали довоенные платья, но появилась остро модная деталь – белый воротничок. Он освежал лицо и не требовал больших денежных вложений. Воротнички часто дополняли брошкой. На послевоенных фотографиях хорошо видно: предметом гордости стали женские часики. Если счастливая обладательница часов позировала перед камерой, рука с «предметом роскоши» обязательно выдвигалась вперед – мол, посмотрите, что у меня есть!
«Железный занавес» не в силах сдерживать женские желания
Послевоенная мода сделала небольшой шаг в сторону нивелирования мужского и женского образов – ватные прямые плечики, жесткие пиджаки. Но уже в период хрущевской оттепели модницы решительно обратились к женственности. Брюки вообще перестали носить – в моду вошел подчеркнуто женственный силуэт: узкая талия, открытые ножки, впервые с 20-х годов популярность обрели безрукавные платья – хотелось показать красивые руки и плечи.
В это время вектор влияния на моду Бреста изменился. Она стала приходить из Москвы. Москва позиционировалась как источник вдохновения по всем направлениям жизни гражданина СССР. В период хрущевской оттепели случился «прорыв Кристиана Диора» на просторы Советского Союза, и в Брест мгновенно пришла мода на пышные юбки. Здесь тут же изобрели способ достижения максимальной пышности – брестские барышни крахмалили марлю в несколько слоев и создавали жесткую подкладку: «диоровские» юбки-колокольчики смотрелись безукоризненно.
Как ураган, в начале 70-х нас захлестнула волна американской культуры, которую принято называть мода «хиппи». Брюки победоносно прошли по всему Союзу, все бросились шить знаменитые «клеши». Кстати, есть ошибочное мнение, что «клеши» пришли из морфлота в повседневный быт. На самом деле матросы тоже вшивали клинья в черные брюки, чтобы быть модными. В стране оставались в дефиците хорошие ткани, поэтому обрести индивидуальность женщины старались за счет отделки, формы, силуэта. Носили как стилизованные элементы индейские пояса, налобные повязки, бахрому.
В это время на нашу территорию стали проникать модные журналы. Чаще их привозили из стран социалистического лагеря – Чехословакии, Болгарии, Венгрии, в Бресте продавался польский журнал моды «Uroda» («Красота»). Но почти все издания были без выкроек. Можно было только посмотреть на тенденции и наугад повторить увиденное. Предметом настоящего женского богатства стали журналы с лекалами, которые привозили в Брест из немыслимых далей. Новые лекала копировали через кальку почти не дыша, чуть ли не в перчатках — одним фасоном порой могли пользоваться больше сотни женщин. 70-е стали ярчайшей демонстрацией истины: никакой «железный занавес» не способен сдержать желание женщины быть красивой.
«Однотипное разнообразие» сегодняшнего дня
Женщины Советского Союза могли только мечтать о таком количестве одежды, которым сейчас изобилуют наши магазины. Но нельзя сказать, что стало легче подчеркнуть свою индивидуальность. Напротив, практически во всем мире возникло явление, которое наспех можно было бы назвать «одинаковым разнообразием». Желая покупать недорогую одежду, современные модницы часто выбирают изделия китайских производителей. Да, сейчас экономическая ситуация настолько сложная, что все мы иногда движемся к образу Эллочки-Людоедки. Помните, ее мех «мексиканского тушкана»… из зайца, умерщвленного в Тульской губернии, окрашенного зеленой акварелью? Мы зачастую одеты в однотипные мундиры тенденций, не замечая нюансов… или не желая их замечать… Не стоит ради следования им лишать себя возможности «поиграть в модельера». Пусть даже только для себя. Сейчас как противовес унификации и «мундирности» возникло модное течение с уклоном в винтаж, стимпанк, историчность… Это порой мелочи… аксессуары, с помощью которых можно сформировать свой неповторимый образ. Индивидуальность дороже серийного костюма. Это так важно – выделяться. Люди хороши, когда они не похожи друг на друга.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.