На пресс-конференции, состоявшейся в понедельник, 13 февраля, специалисты РУП «Брестэнерго» обосновали свою позицию о нецелесообразности заключения прямых договоров на услуги теплоснабжения между потребителями (гражданами) и производителями тепловой энергии.
На заранее поступившие и прозвучавшие в ходе пресс-конференции вопросы ответили заместитель генерального директора РУП «Брестэнерго» Геннадий КУЛИНЕВИЧ и начальник службы сбыта энергии предприятия Руслан МЕЛЕНЧУК.
Какова действующая схема подачи теплоэнергии и почему энергетики жестко отстаивают свою позицию о нецелесообразности заключения прямых договоров с конечными потребителями?
– В настоящее время производители поставляют определенный (соответствующий договорам и обеспечивающий выполнение социальных стандартов) объем тепловой энергии до центральных тепловых пунктов (ЦТП) или, в иных случаях, до дома. Энергоснабжающие организации отвечают за доставку тепловой энергии от источника до ЦТП (или границы дома), за то, чтобы на этом участке не появилось необоснованных затрат или потерь. Затем наступает зона ответственности организаций ЖКХ, ЖСПК, товариществ собственников. Именно они обязаны обеспечить эффективность оказания услуги внутри дома. При заключении прямого договора между энергоснабжающей организацией и конечным потребителем на первую ляжет обязанность оказывать услугу по непосредственной доставке теплоэнергии в квартиру. Но в настоящее время это в большинстве случаев нереально и, к сожалению, может увеличить расходы населения по объективным причинам.
В моей квартире установлены счетчики потребления электроэнергии, горячей и холодной воды, газа, их потребление оплачиваю непосредственно поставщикам этой услуги. В чем же проблема лично для меня, если буду напрямую платить вам?
– Начнем с самого простого. В настоящее время мы продаем товар (теплоснабжение) юридическому лицу – ЖЭСу, ЖСПК и так далее. Вся внутренняя разводка внутри дома, ее обслуживание находятся в зоне ответственности покупателя товара (юридического лица), который и оказывает вам услугу. Да только на изучение состояния этих систем сколько времени уйдет? Сложившаяся в Беларуси система теплоснабжения работает эффективно именно при разделении функций и зон ответственности. Сломать ее просто, восстановить – очень сложно. Есть пробелы в законодательстве. Так, согласно пункту 2 статьи 510 Гражданского кодекса Республики Беларусь, договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергосберегающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребляемой тепловой энергии.
То есть в случае заключения прямого договора между владельцем квартиры в многоквартирном доме и вашей организацией необходимо установить еще и новые счетчики?
– Безусловно, как же мы с вами произведем расчет? Но и здесь есть свои нюансы. Если в вашем доме вертикальная разводка подачи воды для подогрева и горячей воды для отопления, счетчики практически установить невозможно. Во многих домах в квартиры тепло поступает от систем, в буквальном смысле этого слова «замурованных» в стены. Даже если не брать стоимость самого счетчика, то ведь необходимо сделать документацию на его установку и поверять его через некоторое время.
А если счетчика не будет?
– Расчет будет производиться по нормативам. Они выше, чем если бы расчет велся при действующей ситуации.
Но есть и плюсы – потребитель сразу может пожаловаться в организацию, которая предоставила некачественную услугу, будет с кого спросить.
– На наш взгляд, все получится наоборот. Произойдет «размазывание» ответственности. Соблюдение нормативов обслуживания населения по социальным стандартам отопления жилых помещений (не менее 18 градусов тепла в отопительный сезон) и температуры горячей воды («подогрев» – не менее 50 градусов) зависит не только от теплоносителя. Влияет техническое состояние жилого дома (ограждающие конструкции, общедомовые системы отопления и горячего водоснабжения, состояние окон в самой квартире, в подъездах и так далее). Граждане, у которых в квартире температура воздуха будет отличаться от установленной стандартом, потратят время на установление «виновника». Все внутридомовые системы в руках одного хозяина, поставка тепла – у другого. И кто виноват?
Однако указ президента № 535 от 31.12.2015 говорит о том, что энергетикам следует заключать прямые договоры с конечными потребителями. Разве не так?
– Не совсем так. В указе категоричного требования нет. Есть требование о заключении такого договора между конечным потребителем и организацией, предоставляющей услугу. Повторюсь, согласно действующим нормативным документам, энергетики продают товар (тепловую энергию), услугу оказывают жилищно-коммунальные организации.
Но предложение о «прямых договорах» не могло появиться внезапно, наверняка были расчеты, не так ли?
– В порядке эксперимента в Гомеле еще в 2004 году начали осуществляться прямые расчеты населения за тепловую энергию, получаемую для нужд отопления от источников теплоснабжения РУП «Гомельэнерго». Анализ результатов не подтвердил преимуществ новой схемы оплаты.
И все-таки, когда появятся «прямые» договоры? Или не появятся?
– Работает межведомственная комиссия. В ближайшее время ее результаты будут представлены правительству. Даже в случае принятия решения, против которого мы возражаем, пройдет определенное время. Только на оформление договоров уйдут время и тонны бумаги, потребуется внесение изменений в ряд нормативных документов, в том числе и законы Республики Беларусь. Но мы надеемся, что решение будет принято в первую очередь в интересах граждан.
Фото Николая ЧЕБЕРКУСА
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.