20 ноя / 2017
20 ноя / 2017
БРЕСТ
БРЕСТ
БРЕСТ
Шоссе на обочине. Почему трасса Р98 остается практически невостребованной?

14 октября 2017

На новой дороге вокруг пущи до сих пор не появилось ни одного объекта придорожного сервиса. И только грибники ездят…

 

Новости Бреста

Шесть лет назад на карте Беларуси появилась новая автомобильная дорога – с идеально ровным покрытием, отличной дорожной разметкой и симпатичными «звериными» автостоянками. Автотрасса Р98 вокруг НП «Беловежская пуща» протяженностью почти 200 км была построена за рекордные полтора года. В строительство обхода государство, рассчитывая на будущие дивиденды, инвестировало порядка 490 млрд рублей «старыми» (помните доллар по 3 тысячи?). Предполагалось, что по новой дороге массово поедут туристы, в том числе иностранные. Инициаторы идеи делали акцент, во-первых, на пущу – самый посещаемый в Беларуси туристический объект. Во-вторых, на пункт пропуска «Песчатка», от которого и берет начало трасса Р98 и который вскорости должен был получить (и получил в 2015 г.) статус международного, что автоматически означало увеличение транспортного потока. Однако и спустя шесть лет новая трасса остается практически невостребованной. На отдельных ее участках за час можно встретить от силы десяток автомобилей.

Новости Бреста

Не для кого строить?

На Р98 в границах Брестской области нет АЗС, за исключением пункта пропуска «Песчатка». Чтобы пополнить топливный бак, надо свернуть с трассы и проехать до ближайшей заправки 5-10 км. На протяжении всех «наших» 160 км можно встретить лишь два объекта, полностью соответствующих понятию придорожного сервиса. Это база отдыха «Без проблем» на той же Песчатке (построена раньше дороги) и кафе «Таверна» в д. Лысково Пружанского района. Лысково едва ли не единственный населенный пункт на территории Брестчины, который новая трасса не обошла стороной, так что хоть какой-то приток гостей «Таверне» гарантирован. Больше водителям, выбравшим этот маршрут, рассчитывать не на что.

Между тем практически одновременно с началом строительства дороги по периметру пущи Брестский и Гродненский облисполкомы сформировали инвестиционные предложения для создания туристической инфраструктуры и объектов придорожного сервиса. Потенциальным инвесторам только на территории Пружанского и Каменецкого районов были предложены более десяти земельных участков для строительства кафе, кемпингов, автостоянок и прочего. Однако инвесторы так и не проявили к ним интереса или очень быстро этот интерес потеряли. 

Заместитель председателя Каменецкого райисполкома Александр Михальчик приводит примеры. Земельный участок возле д. Голый Борок под строительство гостиничного комплекса намеревалось приобрести серьезное госучреждение с пропиской в Минске, но отказалось от него еще на стадии подготовки документов, сославшись на грянувший кризис. 

Еще один многообещающий участок у деревни Дмитровичи, через которую сегодня идет весь транспорт на пущу, даже был продан с аукциона некоей брестской фирме. Однако к освоению его инвестор так и не приступил, и после истечения сроков земля у него была изъята. Последующие попытки «пристроить» участок до сих пор успехом не увенчались.


Интенсивность движения

на трассе Р98 составляет 267-839 автомобилей в сутки в зависимости от участка дороги. Для сравнения: в каменецком направлении по дороге Р83 (Брест – Беловежская пуща) в сутки проходит 3,5-5 тыс. автомобилей.


«К сожалению, сегодня инвесторам не интересны наши предложения, – поясняет начальник отдела экономики Пружанского райисполкома Ирина Лихтарович. – Трасса обхода не востребована. По ней почти не идет транспорт. Инвестор не станет строить кафе или гостиницу на пустынной дороге. У нас есть просто роскошная гостиница в деревне Мокрое, на достаточно оживленном направлении, и то она не загружена».

Белорусы демонстрируют прагматизм

По информации из РУП «Бреставтодор», интенсивность движения на трассе Р98 составляет 267-839 автомобилей в сутки в зависимости от участка дороги. Максимум приходится на участки возле Каменца и Пружан. Для сравнения: в каменецком направлении по дороге Р83 (Брест – Беловежская пуща) в сутки проходит 3,5-5 тыс. автомобилей. 

Почему отечественные и иностранные автомобилисты игнорируют новую дорогу? Если не брать в расчет полное отсутствие на ней объектов придорожного сервиса (а то замкнутый круг какой-то получится), можно выделить несколько причин. Первая и, наверное, главная: дорога никуда не ведет. Изначально предполагалось, что с трассы Р98 будет обустроено несколько дополнительных съездов в Беловежскую пущу, чтобы туристы могли познакомиться с ней более близко. Пока этого не произошло, и массовый турист по-прежнему едет в Каменюки, откуда начинается большинство экскурсионных маршрутов. 

Другая причина: Р98 обходит стороной почти все населенные пункты, в том числе те, где любознательному туристу есть что посмотреть, но соответствующих указателей на обходе вы почти не встретите. 

Наконец, новая дорога указана далеко не на всех навигационных картах: приезжие о ней просто не знают. Белорусы же предпочитают старые, проверенные направления из чисто прагматичных соображений: дорога из пункта А в пункт Б по ним короче. Трасса 98 хоть и весьма живописна, но изобилует такими замысловатыми поворотами и виражами, что, к примеру, путь по ней из Бреста до Гродно увеличивается на 20 км по сравнению с тем, который ведет через Пружаны.

В грибные места

Тем не менее по Р98 регулярно ходит рейсовый пассажирский автобус. Он отправляется ежедневно в 8.30 и в 14.20 от Брестского автовокзала в Гродно через Каменец – Дмитровичи и дальше – по объездной дороге. Автобус малой вместимости, курсирующий между областными центрами с утра, в сентябре был загружен на 56,6 %. На дневном рейсе, где задействован большой комфортабельный бус, загрузка составила 40 %. Спасает учащаяся молодежь: для студентов вузов и ссузов на этот рейс предусмотрена 30-процентная скидка на билеты. У жителей деревень, мимо которых проходит новая трасса, автобус тоже востребован, хотя брать билеты им приходится «до поворота». Так остановки по пути следования и называются: поворот на Мельники, на Щерчово, на Щербы, Шерешево… 

А в минувшие выходные новая дорога вдруг оказалась остро востребована… грибниками. Подруга, которая иногда ездит этим рейсом, чтобы добраться до родной деревни Сокольники в Свислочском районе, говорит, что среди других пассажиров их вычисляешь безошибочно. Мало того, что экипированы соответствующе, так еще и высадить их просят возле приглянувшегося леса. И водители, как правило, идут навстречу. Однако, смею предположить, грибники это немного не та публика, ради которой строился обход. 

Нет, не спорю: новая дорога – это хорошо. Она дала работу нашим дорожникам, и, надо полагать, они принесли в свои семьи хорошие зарплаты. В деревнях, мимо которых проходит трасса Р98, люди активнее стали скупать пустующие дома и развивать агротуризм. И вообще приятно, что такая хорошая дорога имеется, даже если и ездить по ней приходится раз в год. 

Но дорога не работает. То, ради чего ее строили, пока так и остается в прожектах. Хотя… чем черт не шутит. Со временем ситуация может и измениться. В качестве примера знающие люди приводят дорогу Р85 Высокое-Слоним, которая тоже долгое время была невостребованной. Но стоило на трассе М1/Е30 появиться платным участкам, как основной поток грузового транспорта пошел на Минск в обход – по Р85. И интенсивность движения там сейчас на порядок выше, чем еще пять лет назад. Возможно, когда-нибудь и трасса Р98 покажется водителям интересной…

Елена Трибулева

2327
0
Меня это радует (4%)
Мне все равно (8%)
Мне это интересно (52%)
Меня это злит (36%)
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.
В минувшую субботу на улице Поплавского начали снос домов, которые оказались на площадке...
2922
11
Больше 180 тысяч квадратных метров жилья было построено в Бресте с 1 января по 30...
988
0
Сейчас она заканчивается тупиком в районе завода «Газоаппарат» Улицу в...
3064
6
11 ноября на спуске в сторону бывшей мебельной фабрики в Бресте трудились работники и...
2617
0
Готовы ли вы жертвовать средства на подготовку к 1000-летию Бреста?






Ответить
usd 2 2.01
eur 2.36 2.37
rur 3.33 3.39
+выбрать лучший курс
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Заказать звонок
Ваше имя:
Телефон:
Удобное время для звонка:
Отправить
Вы используете устаревший браузер.
Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:
mozilla chrome opera safari