17 окт / 2017
17 окт / 2017
БРЕСТ
12°
14°
БРЕСТ
12°
14°
БРЕСТ
12°
14°
Речной путь из Балтийского моря в Черное пройдет через Брест?

09 ноября 2015

Судьба водного пути Е40, возможность восстановления которого активно обсуждается в Украине, Польше и Беларуси, может проясниться уже через неделю. Во второй половине ноября в Бресте пройдет сессия Трансграничной комиссии, на которой, вероятно, будет определен оптимальный вариант развития событий. Как это коснется Бреста и региона в целом?

История вопроса

Созданная более 200 лет назад водная магистраль протяженностью более 2000 км соединяла порты Гданьска и Херсона по рекам Висла, Западный Буг, Припять и Днепр. Нынче она судоходна лишь на отдельных отрезках. В Украине и Беларуси - почти повсеместно, на польской стороне путь для судов закрыт на участке Западного Буга между Брестом и Варшавой. Между тем подсчитано, что возобновление активной речной торговли по пути Е40 позволило бы соседям обмениваться 4 миллионами тонн товаров в год, а развитие логистических центров на этой артерии позволило бы перевозить грузы в любые уголки Европы. Для сравнения: сейчас по Днепровско-Бугскому каналу, который является частью магистрали Е40, ежегодно перевозится 1 млн тонн грузов.

Для всестороннего изучения вопросов, насколько экономически целесообразно восстановление пути Е40 и как это может отразиться на экологии региона, была создана Трансграничная комиссия, в состав которой вошли представители министерств, научно-исследовательских институтов, транспортных, логистических и природоохранных организаций трех стран. Сегодня они готовы предложить три варианта восстановления водной магистрали.

Второй Суэцкий

Участок Западного Буга от Бреста до Варшавы - типичная «дикая» река, которая живет по своим законам. У нее извилистое русло, местами весьма мелководное, что не благоприятствует судоходству. Однако вариант восстановления пути Е40 по Западному Бугу даже не рассматривается. Польское Министерство охраны природы настояло на этом твердо, потому как эта река протекает по охраняемой природной территории Natura 2000. В итоге специалисты предложили три варианта, предусматривающие строительство обходного судоходного канала длиной от 150 до 200 км, берущего начало на белорусско-польской границе севернее или южнее Бреста.

Северный вариант проходит через Бяла-Подляску и Соколов-Подляски до впадения в Нарев севернее Варшавы, а оттуда - в Вислу. Два южных до полпути совпадают, затем один впадает в Вислу в районе Демблина, другой - за Гарволином. Какой именно вариант будет выбран польской стороной, решать исключительно ей. Бурные дебаты на эту тему по ту сторону Буга уже ведутся.

Что ждет Брест?

Нам же с вами интересен вопрос, как в эту схему вписывается Брест. Дело в том, что в состав пути Е40 входит часть реки Мухавец, протекающей через Брест. Судоходство по ней возможно до акватории речного порта. Дальше идет глухая плотина. О том, чтобы разрушить плотину, и речи быть не может. Нет смысла: все равно Западный Буг не судоходен. Как же тогда соединить канал в Польше, если он будет построен, с белорусским участком пути?

 - Рассматривается несколько основных вариантов, - говорит секретарь трансграничной комиссии по восстановлению водного пути Е40 Андрей Рекеш. - Это обход всего города либо севернее, либо южнее в зависимости от точки входа канала в РБ. Второй вариант, наименее затратный, - обойти только плотину, не выходя за черту города. В этом случае судоходный канал пройдет по незаселенной территории, огибая Брестскую крепость со всеми ее островами. Говорить о каком-то варианте как о решенном пока рано. Консультации ведутся на всех уровнях, в том числе и с Брестским облисполкомом.

Острая водная недостаточность

Еще один вопрос, который неизбежно встает при условии, что путь Е40 будет восстановлен: где взять достаточное количество воды, чтобы обеспечить ею новый судоходный канал на польской территории? Это в любом случае не может быть один источник, уверяет Андрей Рекеш. В первую очередь рассматривается возможность строительства комплекса водохранилищ по ту сторону Буга, которые подпитывались бы водами Вислы и Буга. Дополнительными аккумуляторами воды может служить Белоозерская водопитающая система (Дрогичинский район), снабжающая водой Днепровско-Бугский канал. Кроме того, обсуждается возможность строительства дополнительного водохранилища в Дрогичинском районе в районе д. Малиновка (водохранилище Жировское). Ожидается, что всех этих источников будет достаточно для обеспечения водой нового канала.

В любом случае, настаивают белорусские и украинские экологи, польская сторона должна четко определиться, какой конкретно объем воды ей потребуется, чтобы можно было просчитать степень воздействия на тот же Западный Буг. По предварительным оценкам, воды должно хватить, но требуется подтверждение конкретными расчетами.

Быть или не быть?

Вопросов, связанных с возможным восстановлением водного пути Е40, в действительности возникает очень много. В том числе у украинской стороны. Тамошних экологов беспокоит, как возросшая интенсивность судоходства скажется на качестве воды в Припяти и, соответственно, Днепра, который служит источником питьевой воды для Киева. Кроме того, участок Припяти от белорусской границы и почти до Киева, чтобы по нему могли ходить груженые суда, нуждается в строительстве гидротехнических сооружений, но проходит мимо Чернобыльской АЭС, и любое строительство на реке там проблематично с экологической точки зрения. В комплексе гидротехнических сооружений нуждается и белорусский участок Припяти...

Однако специалисты напоминают: вопрос - восстанавливать или не восстанавливать водный путь Е 40 - решится не сегодня и не завтра. Пока речь идет исключительно о технико-экономическом обосновании проекта, призванного доказать (или опровергнуть), что это выгодно с экономической точки зрения и технически осуществимо. Лишь после одобрения профильными министерствами и ведомствами трех стран можно будет переходить ко второй стадии - созданию проектной и разрешительной документации. И лишь потом - начинать строить. Пока все три заинтересованные стороны в самом начале пути, который не просматривается дальше вытянутой руки. А вдруг дальше - тупик? Возможно, некоторая ясность появится после 17 ноября...

 

 

Елена Трибулева

4512
6
Nils
11.11.2015 15:06
ответить ответить с цитатой
Ответ пользователю Антон
Антон, я уважаю вашу обстоятельность в ответе, но вы можете назвать хоть один хозяйствующий субъект в Польше, который обладает достаточными средствами на такой проект? Думаю, вы понимаете, что правительство в Варшаве не собирается оплачивать этот проект.
Антон
11.11.2015 10:22
ответить ответить с цитатой
Ответ пользователю Nils
Поляки бы не стали даже поднимать вопрос, если бы не продумали источники финансирования. Такие глобальные проекты очень полезны для экономики: многомиллионные контракты для строительных фирм (причем для своих, польских), компенсации за изъятую землю вольются в экономику достаточно слабого восточного региона. Плюс нельзя недооценивать экономическую значимость такого проекта, как канал Балтика - Черное Море.
Опасность для этого проекта заключается в первую очередь в том, что в Европе уже есть крупный реной путь Рейн - Майн - Дунай, который проходит почти целиком по территории ЕС. Он, правда, начинается не в Балтике, а в Северном Море. ЕС может решить, что еще один канал не нужен. С другой стороны, ЕС уже вложился в восстановление Е40 (реконструкция Днепровско-Бугского канала велась в том числе и на европейские гранты), вряд ли они хотели просто так зарыть немного денег в белорусскую землю, какой-то прицел у них имелся.
Антон
11.11.2015 10:07
ответить ответить с цитатой
Ответ пользователю юг
На участке РБ как раз все уже построено. Небольшой аппендикс, который соединит Мухавец и Буг построить можно быстро, особенно если Европа денег даст. Пригнал земснаряд - и вперед. Еще и песок добытый можно продать.
юг
10.11.2015 18:35
ответить ответить с цитатой
Уже одни умельцыв Азии повернули реки в спять, и осушили Аральское море. Я думаю что строительство канала тормознёт именно на участке РБ. Т.к все мы знаем как у нас рьяно начинают строительство на выделенные с бюджета деньги и как "быстро" заканчивают так средств не хватило. Пример: Западный обход , ул.Я.Купалы, бул. Космонавтов, набережная Ф.Скорыны и т.д. А самая главная "фишка" бюрократизм которым насыщена наша Родина.
33
10.11.2015 15:21
ответить ответить с цитатой
Скажите, а где можно посмотреть план или схему вариантов обходов канала?
Nils
10.11.2015 13:30
ответить ответить с цитатой
Скорее всего проект ждет тупик. Главная проблема, кто профинансирует этот колоссальный проект. Одна только компенсация за тысячи квадратных километров собственникам участков земли будет стоить астрономическую цифру. Некоторые крестьяне в Польше останутся вообще без земли. В газете есть карта южного обхода. А вы представляете, что такое заплатить в Тересполе компенсацию, при этом разделив каналом населенный пункт? На 5 лет вперед Брюссель не даст ни копейки на такие гигантские стройки, так как внутри Союза куча проблем с речными путями из-за их нерентабельности, и эта тенденция увеличивается. Поэтому средства используют на поддержание существующих окупающихся путей. Скорее всего в Бресте озвучат экономическую нереальность такого крупномасштабного проекта.
Любое оборудование, как и товар практически любого предназначения, перед тем, как попасть...
457
0
Пробную партию влажных салфеток для обработки вымени коров в количестве 3 тыс. упаковок (по...
847
0
Весной 2018-го истекает срок полномочий депутатов городского Совета 27-го созыва. За три с...
924
0
Будущее мировой экономики – в переходе на «цифру». В этом сходятся мнения...
847
1
Как вы считаете, есть ли в белорусской армии дедовщина?






Ответить
usd 1.96 1.97
eur 2.3 2.32
rur 3.4 3.44
+выбрать лучший курс
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Заказать звонок
Ваше имя:
Телефон:
Удобное время для звонка:
Отправить
Вы используете устаревший браузер.
Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:
mozilla chrome opera safari