В театральном мире Александр Янушкевич – человек востребованный. Сегодня его постановка – залог успеха спектакля, так что Александра забрасывают предложениями сотрудничества. В этом смысле активны российские коллективы – его двухлетний опыт работы в качестве художественного руководителя Пермского театра кукол сделал режиссеру имя. В короткий «российский» период он получил высшую театральную награду РФ – «Золотую маску» за спектакль «Толстая тетрадь».
— Александр, говорят, вы ставите только «хорошие пьесы»? Что должно быть в пьесе, чтобы она оказалась «хорошей» по Янушкевичу?
— Пьеса должна быть ловко скроена и склеена, не пустая. Даже если это не драматургия в чистом виде. Важно, чтобы была глубина, переживания человеческого духа.
— На сцене Белорусского театра кукол вы поставили пьесу Адама Мицкевича «Дзяды». Сейчас ее активно ставят на всех сценах трех народов – литовского, польского, белорусского. Что касается нас, быть может, это связано с новым витком процесса «возвращения к истокам»?
— Возможно, я скажу банальность, но Мицкевич обретает интерес, потому что многие годы «больно били по рукам». Хорошо у Сологуба написано: «Вы Мицкевича читаете, бунтовать задумали?» Обращение к Мицкевичу – это наша попытка понять, где наше место. Оно как бы есть в истории, и вроде его и нет. Это наше робкое, еще не сформированное желание осознать себя. Потому часто спектакли «Дзяды» существуют на сцене недолго – быстро сходят в архив. Честно признаться себе, что те мучительные события, которые описывает Мицкевич, были исторической правдой, мы пока не можем. То, что люди возвращаются к истокам, хотят говорить по-белорусски, носить одежду с национальной символикой?.. Это есть. Но надо понимать, насколько широкие слои охвачены этим желанием. Я вижу, что формируется «субкультура непопсовости» — целый пласт людей, в особенности молодых, отделяется от толпы, и это очень здорово.
— Вы находите автора в современной белорусской драматургии, который создал бы «хорошую пьесу»?
— Не очень хорошо знаю современную белорусскую драматургию, к сожалению. Но мне нравятся работы Дмитрия Богославского, Константина Стешика, Павла Пряжко, конечно. К сожалению, их пьесы не поддаются кукольному формату. Там уже есть ход внутри драматургии, и она требует личности играющего — именно живого плана. Втиснуть туда еще дополнительную реальность, а кукла – это еще что-то «третье», мне кажется, излишне. Может, пройдет время и мы найдем ход. Хотя для одной пьесы я придумал решение, но называть ее пока не буду.
— Многие помнят вашу постановку «Венчание», которая произвела фурор на «Белой Веже» да и везде, где выходила на сцену. Никогда раньше я не видела такого спектакля, в котором кукол не могло НЕ БЫТЬ. Они взяли на себя те функции, которые в исполнении живых актеров казались бы пошлыми или нечеловечески жестокими. Куклы больше не подражали человеку.
— Спасибо. Очень ценно, что вы это заметили. Да, это был принципиальный ход. Но его продиктовал автор – польский драматург Витольд Гомбрович всю жизнь воевал с формой, и мы с художником Татьяной Нерсисян создали концепцию, в которой форма не важна. Человек как личность может быть многоликим, а суть остается прежней, у Гомбровича это очень ярко прописано. И мы с куклой изображали одноразовую неважную форму, которая меняется под действием обстоятельств или человеческих отношений. В «Венчании» этот прием сыграл, могу сказать с гордостью.
Партнер страницы — официальный дилер Тойота Центр Одесса «ВиДи Пальмира». Здесь можно не только приобрести автомобиль по привлекательной цене официального представителя всемирно известной марки, но и получить полное сервисное гарантийное и постгарантийное обслуживание, оформить страховку, наконец, взять Тойоту в лизинг на привлекательных условиях. Например, в автоцентре «ВиДи Пальмира» вы можете приобрести в Одессе последнюю модель сверхпопулярной линейки Toyota Highlander. Гарантируем, что обновленный дизайн Toyota Highlander не оставит равнодушным даже самого требовательного автолюбителя! И, конечно же, отдельного упоминания заслуживает ультрасовременная высокотехнологичная начинка новой Toyota Highlander. Внутри этого чуда технической мысли — мотор объемом 3,5 литра, модернизированная подвеска, новейшая улучшенная система рулевого управления и многое другое! Тойота Центр Одесса «ВиДи Пальмира» приглашает насладиться последней моделью линейки Toyota Highlander на живом тест-драйве на нескольких типах местности!
— Многие годы не только зрители, но и люди искусства с некоторым высокомерием говорили, будто артист театра кукол – не артист вовсе, а правильно его назвать «кукловод»…
— Бред, абсолютный анахронизм. Теоретическая абракадабра. Театральный критик Алексей Гончаренко давно думал о создании словаря терминов для театров кукол. Все устаревает, в разных странах свой лексикон: «марионетка» во Франции – это вообще кукла, а у нас – разновидность куклы. И мы страдаем от лексического анахронизма… Но главный анахронизм не в словах, а в головах.
— Нет-нет, давайте несколько слов о словах. Сегодня слова важны как никогда. Столь популярные виртуальные блогеры, по мыслям которых люди сверяют свое мировоззрение, частенько небрежно относятся к словам. А ведь иногда слово отражает глубину мысли, становится результатом многолетних раздумий…
— Меня задевает семантика сочетания «Театр кукол». Все думают, что это театр для детей. В Польше этот стереотип уже сломали, в России говорят о «феномене» белорусского театра кукол, потому что у нас тоже есть попытка разрушить этот стереотип. Но во всех постсоветских странах, особенно в России, кукольные театры табуированы детским репертуаром. Это неправильно. Я много усилий прилагаю, чтобы в театре кукол был репертуар для взрослых. С помощью кукол можно создавать бесконечно интересную, фантастическую и интеллектуальную реальность.
— Вы знаете, что нужно делать, чтобы зритель почувствовал: театр – это место для меня?
— Первое – надо говорить с людьми без пафоса. Театр, конечно, это условное искусство, но пресловутая «четвертая» стена между актером и публикой – в наше время это уже фальшь, «не правда». Театр — это выдуманный мир, но там должна быть «выдуманная правда». У нас процветает развлекательный и такой буржуазно-просвещенческий театр. Но в театре просвещают не факты, а честность на сцене. Человек должен видеть постановку и невольно проецировать на себя действие, задаваться вопросом: «В какой точке координат этой истории нахожусь я?» В этом направлении движется мир, надо уметь улавливать то, «что витает в воздухе». Так что будет странным этому сопротивляться: режиссер должен перестать разговаривать с «массой», а научиться говорить с каждым человеком в зале. Теперь в партере сидит не «зритель», не «билет», а человек.
— Вы создаете впечатление человека неамбициозного. А как же ваша популярность и даже, можно сказать, слава…
— Какие могут быть амбиции у режиссера кукольного театра? (Смеется. – Авт.) Даже смешно. Я понимаю – режиссер оперы или большого кино. А те «слоны», которых я в жизни получил, так они только «тянут». Получил, значит, люди ожидают следующей работы. «Это тот, которому дали «Золотую маску»? Посмотрим-посмотрим».
— Первая ваша постановка в нашем театре – спектакль «Новая зямля» по поэме Якуба Коласа. Многим этот выбор кажется странным – все-таки произведение из школьной программы. Как-то не вяжется с вашим известным стремлением выносить на сцену только современные идеи.
— Там есть очень интересный и актуальный для нас смысл – без своего дела ты погибаешь. Все мы ищем потерянный рай, бьемся за дело. А оно почему-то никак не приходит, батрачим до сих пор. Для человека это очень важно – иметь собственное пространство, где он сам управляет своей жизнью. Инициатива должна поддерживаться, а не тесниться. Сейчас это краеугольный камень развития общества. Мне кажется, человеку нужно доверять. Со своей жизнью он способен справиться без посторонней подсказки.
— Сегодня ваша труппа связывает большие надежды с окончанием строительства нового здания театра. Насколько это важно для творческой мысли – оказаться в комфортном пространстве, которое создается по прекрасному проекту Валерия Кескевича?
— Для нас это и есть «новая земля». Это наш дом, с которым мы связываем большие надежды. Артисты во времянке, которая сегодня считается «театром кукол», очень мучаются. Они заслужили войти в свой Дом. А самое главное – брестский зритель заслужил. И маленькие, и большие.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.